Выбор светильников

При художественном проектировании и выборе светильников очень важно иметь в виду следующее: если главной задачей является освещение предметов декора в интерьере (скульптура, картина, экспонаты коллекции, цветы и т. п.), то внешний вид светильника не должен привлекать внимания. Это обеспечивается использованием элементарной геометрической формы и отделки, маски-

рующей светильник под окружающие предметы, а также с помощью встраивания в элементы оборудования (например, светильник для подсветки бара). Такое решение не отвлекает внимания от основного объекта, а наоборот, освещая его, выделяет из окружения. Если, освещая квартиру, Вы стремитесь к стилевому единству, то все светильники, предназначенные для установки в одном помещении, должны быть решены в присущей выбранному стилю художественной манере, для такого комплекта светильников — гарнитура — характерными являются основные признаки стиля, его канонизированные основы. Применение во всех светильниках одних и тех же унифицированных деталей декора без должного учета масштабности по отношению к размерам каждого из изделий, составляющих гарнитур, недопустимо и представляет собой вульгаризацию идеи стиля. Если главная задача — выбор или создание изделия, выполняющего в интерьере роль предмета убранства, такого, как, например, любая безделушка или сувенир, то следует помнить, что это не светильник, а всего лишь элемент декора.

Светильники не в меньшей мере, чем многие другие бытовые изделия, являютея Объектом престижа; подражания веяниям моды, носителями признаков благополучия и достатка. Разве дорогая хрустальная люстра — не символ обеспеченности, не предмет гордости хозяев? Ведь далеко не каждая семья может позволить себе такую покупку. Эти особенности надо обязательно учитывать уже при выборе группы потребителя среди экономико-демографических и социально-групповых признаков. Не следует забывать об огромном воздействии настоящего искусства на чувства человека — этот вывод давно известен и бесспорен. Поэтому, выбирая светильник в магазине, не забывайте о том, что предметы настоящего искусства вечны. Необходимо всегда относиться к внешнему виду со всей серьезностью — светильники должны быть, красивы и элегантны.

Начиная работать над светильником, художник-конструктор учитывает еще два очень важных фактора, которые необходимо знать и потребителю: во-первых, декоративную роль, которую призван выполнять светильник в зависимости от предполагаемого места его установки и художественной значимости, отводящейся ему в организации пространства интерьера, во-вторых, способ производства, на который рассчитывается светильник. В первом случае рассматриваются следующие элементы.

1. Светильник выполняет в интерьере роль основного композиционного центра. Это значит, что такой светильник должен быть главным в' помещении среди всех предметов оборудования и убранства. Он должен в первую очередь обращать на себя внимание каждого входящего в помещение как днем, когда он не светит,

так и вечером. Его декоративные свойства не должны наносить ущерба выполнению утилитарных светотехнических функций.

2.  Светильник выполняет в композиции помещения второстепенную эстетическую задачу, ограниченную в основном пределами функциональной зоны. В этом случае светильник, если по замыслу он — главный декоративный элемент в зоне, должен выполнять примерно те же функции, что и в первом случае, но только в пределах пространства зоны, не конкурируя с главным светильником в помещении.

3.  Светильник выполняет второстепенную декоративную роль в пределах функциональной зоны. В этом случае его внешний вид должен быть скромен и элегантен. Как костюм для будней отличается от парадного, так и светильник второстепенного композиционного значения не должен выделяться среди окружающих предметов обстановки, особенно днем, хотя по своим декоративным свойствам он должен быть на одном уровне с. другими элементами оборудования и убранства в функциональной зоне, играющими ту же, что и он, декоративную роль.

4.  Светильник не имеет декоративных функций (например, экспозиционные светильники, освещающие предметы убранства, или светильники для . подсветки пола ночью). Он должен быть незаметен.

5.  Светильник не имеет никаких функций, кроме декоративных. Он должен быть невелик, для того чтобы не подавлять своими размерами, и выглядеть так, чтобы им можно было любоваться часами, не теряя при этом интереса, как это происходит, когда мы развлекаемся, глядя в калейдоскоп.

Во втором случае разработчик бытового светильника, взяв один из предыдущих моментов за основу, выбирает и соответствующий декору способ производства. Светильники по способу производства подразделяются на следующие группы.

1.  Авторское исполнение (в нашей стране допускается изготовлять не более пяти штук по одному проекту, подразумевается создание светильника на уровне художественного произведения, так же как скульптура, картина и т. д.). Используется только ручной труд.

2.  Малая серия — особое производство с привлечением мастеров разных специальностей для производства ряда ручных дорогостоящих работ (огранка и шлифовка хрусталя, чеканка и т. д.). Тиражи исчисляются сотнями экземпляров.

3.  Промышленное серийное производство с привлечением ручного труда на сборке и некоторых операциях, которые по тем или иным причинам нецелесообразно механизировать. Тиражи исчисляются тысячами экземпляров.

5. Промышленное массовое производство с привлечением средств большой механизации (конвейерные линии; автоматы, изготовляющие отдельные детали; высокий процент унификации; минимум ручного труда). Миллионные тиражи.

О бытовых светильниках

Проект светильника

В начало