О бытовых светильниках
Развитие современного жилища предопределяет возрастающий уровень требований к освещению и бытовым светильникам. В условиях массового типового строительства, когда помещения квартир по своим планировочным решениям мало отличаются друг от друга, светильник как один из важных элементов оборудования интерьера является не только орудием утилитарного освещения, но и' средством эстетической индивидуализации жилища, повышения его комфортабельности, создания домашнего уюта. Разнообразие функциональных и эстетических требований, предъявляемых к светильникам, вынуждает учитывать большое количество различных и нередко противоречивых факторов. При проектировании необходимо определить возможно точнее светотехническое и декоративное назначение будущего изделия, провести анализ его потребительских свойств, т. е. исследовать его в обстановке конкретного жилища.
Понятие «потребительские свойства» очень емкое, оно включает в себя социологические, демографические, экономические, социально-психологические и (прочие факторы. При проектировании светильников должны быть решены различные задачи: обновление и расширение ассортимента; разработка изделий, аналогичных существующим, но явно недостаточных по количеству и разновидностям; создание совершенно новых изделий, потребность в которых еще не выявлена, и т. п. Проектирование светильников для удовлетворения потребностей требует не только изучения деятельности людей в жилище и особенностей формирования современной жилой ячейки — квартиры, но и творческого поиска, результатом которого должен стать принципиально новый, еще незнакомый потребителю светильник, необходимость в котором вытекает из комплекса особенностей жизнедеятельности человека. Создание таких изделий наиболее интересное и в то же время трудное для художника-конструктора дело. Нелегко найти оптимальное компромиссное решение конструкции и внешнего вида, в котором бы органично воплотились и слились воедино многие и притом противоречивые требования. Есть еще один очень важный аспект, предшествующий процессу проектирования светильника, — с возможной степенью точности должен быть определен адресат — основной потребитель изделия.
Так, светильники могут быть предназначены для массового потребителя, а могут быть адресованы определенной группе. В последнем случае обязательно учитываются особенности потребителей, в частности экономико-демографические (доход, пол, возраст, тип семьи и т. д.); социально-групповые (род занятий, профессия, характер проведения досуга, особенности деятельности, отношение к моде и т. д.); региональные (национальные мотивы, климатические условия, приверженность традициям и т. д.).
Определить особенности той или иной группы потребителей можно лишь в результате глубоких исследований потребительского поведения. Несмотря на отсутствие исследований подобного рода есть вСе основания предполагать, что имеются существенные различия в характере потребительских предпочтений молодого и пожилого человека, школьника, домохозяйки и т. д. Мотивы выбора светильников, будучи непосредственно связанными с групповыми особенностями потребителя,' весьма различны — модность изделия или его добротность, основательность, традиционность или новизна, «•беременность, смелость формы.
Возрастает степень индивидуализации потребительских требований и запросов при их довольно четком разграничении в трех основных художественных направлениях: интерес к лучшим образцам прошлого; активное положительное отношение к современным формам светильников; проявление заинтересованности, явное, предпочтение совершенно новых, ни на что не похожих светильников.
Выбор группы потребителя, его предпочтительных тенденций должен предшествовать проектированию и учитываться по мере возможности в конструкции и внешнем виде изделия. Например, проектируя настольный светильник, предназначенный для студентов, выполняющих дома чертежи, архитекторов и конструкторов, работающих по вечерам, необходимо прежде всего предусматривать возможность легкого перемещения светящей части светильника в пространстве, (все три степени свободы), для изменения направления светового потока, причем диапазон таких изменений должен быть довольно широким, так как чертежи могут иметь большие размеры, а рассматривать придется достаточно мелкие детали.
После того как определено основное назначение, выявлен адресат с его специфическими требованиями, формулируются функционально-эргономические свойства будущего светильника: задача и объекты освещения (например, общее освещение кухни, местное освещение рабочего места школьника и т. д.); выбор источника света и их количества, возможность регулирования светового потока и перемещения его светящей части в пространстве, если это необходимо в соответствии с функциональным назначением, выбор светотехнической схемы и других технических и эстетических характеристик в соответствии с назначением изделия; способ установки и место расположения (например, переносной настольный светильник, крепление которого осуществляется к столешнице при помощи струбцины, светильник, встроенный в бар, и т. д.).