Проект светильника

Работая над проектом светильника, художник-конструктор исходит из сути выбранного композиционного решения, которое состоит в построении выразительной формы и деталей, отвечающих назначению светильника и художественному замыслу. При проектировании изделия используются различные художественные приемы — стилизация, копирование изделий прошлого, введение в современные изделия декоративных элементов и стилевых средств, заимствованных из других эпох, новые формы, развивающие стилевые системы прошлого, при этом существенную роль играет масштабная организация формы (масштабные соотношения, соразмерность по отношению к освещаемому пространству, к человеку, использующему светильник, к зоне освещения), форма, не скрывающая конструктивных особенностей и технологии изготовления; модульное конструирование. Последнее очень характерно для современного этапа проектирования светильников, так как существенно расширяет технологические возможности производства. Современное проектирование подразумевает тесную связь конструкции с технологией производства и художественным качеством изделий.

Очень важным элементом создания светильников является правильный выбор материалов. Как при выборе конструкции, формы и отделки, так и при выборе материала необходимо учитывать технологию современного производства. Если иметь в виду массовое, машинное производство, то на современном этапе необходима ориентация на самую современную технологию, на производство, оснащенное современным оборудованием, новейшими технологическими процессами. Только высокая культура массового выеокоосна-щенного производства позволяет выпускать изделия самого высокого класса в количествах, необходимых для удовлетворения современного спроса.

При определении комплекса вопросов эксплуатационного характера проектировщики исходят прежде всего из основных процессов установки и обслуживания светильника, а именно: установки светильника на рабочем месте и присоединения его к электрической сети; чистки светильника; ремонта светильника; управления освещением. Основная задача — максимально, сообразуясь с назначением изделия и его конструктивными особенностями, упростить установку светильника и его ремонт, существенно сократить количество операций и время, необходимое для чистки светильников. Все операции, связанные с эксплуатацией светильников, должны быть доступны потребителям разной квалификации и разного возраста. Чрезвычайно важным является обеспечение электробезопасности при эксплуатации и удобное размещение органов управления (выключатель и светорегулятор должны быть удобно размещены и доступны).

Дальнейшие этапы проектирования направлены на материализацию авторского замысла, в основе которого лежат светотехнические, эстетические и конструкторские идеи и соответствующие им характеристики. На основе функционально-эргономических и эстетических требований, предъявляемых к проектируемому изделию, на первом этапе разрабатывается техническое задание, в котором приводятся сведения, необходимые для создания изделия и последующей проверки соответствия результатов выполненной работы первоначальному замыслу. На втором этапе создается эскизный проект. Художник-конструктор на основе проработанных светотехнических схем с учетом комплексных требований определяет форму изделия, выбирает отделку, цвет, конструкционные материалы. После выполнения ряда эскизных проработок и выбора варианта, наиболее удовлетворяющего всем поставленным требованиям, начинается третий этап работы — создание макетных образцов, на которых в лабораторных условиях проверяются основные технические и эстетические параметры, одновременно выявляется уровень технологичности изделий. Четвертый этап — рабочее проектирование, которое осуществляется на основе эскизного проекта с учетом всех замечаний, появившихся в процессе исследования макетных образцов. На этой стадии до конца прорабатываются вопросы, намеченные в эскизном проекте: сочленение частей и элементов светильника, крепежные детали, отделка поверхностей и т. д. На этом же этапе устанавливается степень унификации изделий, т. е. возможности использования отдельных деталей и конструктивных узлов изделий, разработанных и освоенных ранее. Этап рабочего проектирования завершается изготовлением опытных образцов и обстоятельным исследованием их параметров. Одновременно с разработкой рабочих чертежей готовят к печати инструкции по монтажу и эксплуатации светильников, в которых указывают способы крепления изделий и порядок сборки, приводят электрические схемы и технические характеристики, а также дают рекомендации потребителю о целесообразном размещении светильников в помещениях и их рациональном использовании. Рекомендации сопровождают рисунками и фотографиями. После утверждения опытного образца изготовляется оснастка, осваивается технологический процесс и выпускается опытная партия светильников. Опыт работы показывает, что в ряде случаев исследования и консультации, проводимые на одном из этапов работы, выявляют целесообразность возвращения к предыдущему этапу проектирования с целью частичной доработки, а иногда и коренной переделки проекта. Это позволяет в итоге получить функциональное, обладающее высокими светотехническими параметрами, технологичное в изготовлении изделие выразительной формы и декора, удобное и безопасное в эксплуатации.

Для того чтобы в производстве осваивались только качественно спроектированные изделия, чтобы население получало изделия, удовлетворяющие его потребности по номенклатуре, диапазону цен, требованиям к художественному решению и т. д., каждое изделие (его макет или опытный образец) представляется во Всесоюзный светотехнический институт (ВНИСИ) на консультацию и утверждение. Специалисты высокой квалификации проверяют изделие на соответствие всем современным требованиям, оценивают уровень его потребительских свойств, уровень его качества. Определяется также соотношение между количеством удовлетворяемых потребностей и затратами на их реализацию, без чего характеристика уровня качества изделия не может быть полной. Эстетические достоинства образца устанавливаются Центральным художественно-техническим советом при ВНИСИ. В состав совета входят специалисты различного профиля: светотехники, архитекторы, художники декоративно-прикладного искусства, специалисты по стандартизации, сбыту и т. д. Результатом приемки опытно-конструкторской работы являются заключение о целесообразности (или нецелесообразности) освоения изделия в серийном производстве, а также рекомендации, в случае необходимости, по доработке художественно-конструкторского решения. Так изделие получает путевку в жизнь и после освоения производством попадает к потребителю.

Мы надеемся, что этот короткий рассказ о том, как изделие зарождается, какие факторы оказывают влияние на замысел художника-конструктора, какие требования предъявляются к проекту и как он воплощается в жизнь, поможет критически подойти к выбору светильников.

Выбор светильников

Современные светильники

В начало